8 класс Паскаль

Теория:

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
 
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.
 
б.png 
(17-й век)
 
Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.).
Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
 
н.png
 
В 1983 году появилась первая версия интегрированной среды разработки Turbo Pascal фирмы Borland, основывавшаяся на одноимённой реализации Паскаля.
В 1989 году объектное расширение языка было добавлено в Turbo Pascal версии 5.5.
Последняя версия (7.0) была переименована в Borland Pascal.
 
т.png
Turbo Pascal 7.0
 
Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит.
Алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
Это:
  • латинские прописные буквы (А, В, С, ..., Х, У, Z);
  • латинские строчные буквы (а, b, с, ..., x, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, ..., 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).
 
В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:
  • :=  (знак операции присваивания);
  • >= и <= (знаки  и );
  • (* и *) (начало и конец комментария).
 
В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В таблице приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.
 
таб.png
 
Обрати внимание!
Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.
Обрати внимание!
Прописные и строчные буквы в именах не различаются.
Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов. 
В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных.
 
таб2.png
 
Обрати внимание!
В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре.
Обрати внимание!
Пробелы внутри числа недопустимы. 
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).
 
Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.
Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов.
В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы. Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой.
Ниже приведён пример раздела описания переменных:
 
pr.png
 
Обрати внимание!
Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок.
Программный блок содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой. Ниже приведён общий вид программы:

primer.png
 
Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.
Обрати внимание!
Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.
Обрати внимание!
Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно. 
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора: 
 
присв.png
 
Операция присваивания допустима для всех приведённых в таблице типов данных.
 
таб2.png
 
Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.
Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:
 
пример.png
 
При выполнении оператора a:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем a заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами a и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s.
 
table.png
Символы, которые можно использовать для записи программы:
 

Дано служебное слово языка Паскаль: repeat.
Значение служебного слова:
 
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий